Музей “Келломяки-Комарово”

В поселке Келломяки на Карельском перешейке под Санкт-Петербургом жил в 10-х годах XX века художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров. Выпускник петербургской Академии художеств, известный своими добротными реалистическими полотнами и зарисовками военных операций для журнала «Нива», он жил с женой и двумя дочерьми на своей даче на Морской улице. Ныне территория бывшей дачи Владимирова входит в состав губернаторской дачи поселка Комарово.

 

Иван Алексеевич был наполовину англичанин (его мать была известной английской акварелисткой), быть может, эксцентричность этой крови и повергла его на необычный розыгрыш, имевший широкий резонанс. Владимиров предложил свои картины для выставки художников «Мира искусства», но был пренебрежительно отвергнут, как устаревший реалист. Тогда он написал несколько картин на финские сюжеты в манере мирискусстников, и под финским псевдонимом отдал эти картины на вы¬ставку. Был принят, удостоился лестных слов от самого Бенуа, картины продали. И только в конце выставки Владимиров письмом в газету разоблачил всю интригу. Скандал вышел ужасный. Художник получил массу сочувствующих писем, даже открытку от Ильи Репина, поздравившего Владимирова с удачным розыгрышем зарвавшихся модернистов.

 

Иван Алексеевич Владимиров являлся членом Келломякского пожарного общества, у родственников до сих пор хранится его пожарная каска. По заказу этого общества он сделал в 1913 году карту поселка. Для истории Келломяки-Комарово эта карта бесценна: по ней не только понятно, как выглядел поселок в то время, но на ней перечислены фамилии владельцев участков. Из нее явствует, что в Келломяки жили представители семейства знаменитого императорского ювелира Карла Фаберже, замечательный архитектор эпохи «модерна» Гавриил Васильевич Барановский, автор магазина Елисеевых, на Невском проспекте, архитектор Николай Никонов, автор многих церквей в Петербурге и многие другие. Карельский перешеек стал популярен как модное дачное место в конце XIX и начале XX веков после строительства железной дороги, соединившей Княжество Финляндское с Петербургом, и деятели искусства стали селиться здесь в поисках новых впечатлений, навеянных модными скандинавскими авторами — Стриндбергом, Гамсуном, Ибсеном. Прохладная печаль этих пейзажей пробуждала фантазию и заставляла строить дачи, подобные сказочным замкам.

 

Особенно известна была дача Барановского, которую он назвал «Замок-Арфа». Построенная из деревянных брусов, скрепленных болтами, украшенная резными верандами и балкончиками, завершенная специальной конструкцией, издававшей при сильном ветре нежное пение, эта дивная дача вошла во все финские воспоминания, как пример безудержного воображения художника, строившего дом как особый мир, как воплощенную мечту.

 

Иван Алексеевич Владимиров тоже не остался чужд новым веяниям в искусстве. Картины, написанные им в Келломяках, скорее напоминают французских импрессионистов, чем четкую живопись передвижников, которой он ранее отличался. Не сказалась ли на нем мистичность побережья, которую отмечают все, кто бывает здесь? Спустя 90 лет карта Владимирова вернулась туда, где была создана, и вот, каким образом. В газете «Метро» была опубликована небольшая заметка о поселке. Газета случайно попала в руки внучки Владимирова, Натальи Игоревны Баторевич. Она специально приехала в поселок, и, благодаря этому счастливому стечению обстоятельств, мы теперь знаем историю карты и этой семьи. Иван Владимиров еще до революции написал более 150 картин, был широко известен. После революции, за тридцать лет — около 50. Его лучшие работы находятся в художественных музеях Москвы, Петербурга, Лондона и Нью-Йорка. Копия карты, выполненная И.А. Владимировым, представлена в экспозиции муниципального музея поселка Комарово (Цветочная ул., 22). 

 

     История возникновения музея в поселке несет на себе отпечаток стечения счастливых обстоятельств, который имеют здесь многие начинания. Иногда говорят, что помогает «genius loci», что Комарово — особое место, недаром же братья Стругацкие писали здесь второй вариант сценария «Сталкера» для Андрея Тарковского.

А началось все с библиотеки, которая в поселке является своеобразным клубом, куда стекаются люди не только за книгами, но и пообщаться.

 

Познакомившись в библиотеке, мы с Еленой Аркадьевной Цветковой стали собирать материалы об истории поселка и его знаменитых обитателях. За пять лет скопился материал, который был показан в виде небольших выставок. Он привлек внимание, стало очевидно, каким большим потенциалом обладает эта тема. В 2003 году в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме был устроен вечер воспоминаний. А к концу 2004 года выяснилось, что здание Муниципального совета в поселке может быть оставлено в ведении совета при условии, что нижний этаж будет использоваться как выставочный зал, где будет организован краеведческий музей. Благодаря счастливому стечению обстоятельств и расположению администрации Курортного района, возник музей, целью которого является рассказ о поселке Комарово как о феномене в истории петербургской культуры. Экспозиция музея нетрадиционна. Это — некий образ дачного быта 50-70-х годов XX века. Дача, дачники — понятие, ставшее знаковым на рубеже XIX-XX-го веков. В период господства тоталитарной системы дача была, может быть, единственным неконтролируемым пространством, где человек на отдыхе мог принадлежать самому себе. Дачная жизнь в поселке Комарово определялась тем, кто были дачники, отдыхавшие здесь. По сути, это был социальный срез ленинградской интеллигенции, гуманитарной и технической. Власть сконцентрировала на небольшом пространстве большое число думающих творческих людей, чем, вопреки своему желанию, создала возможность для общения, а, значит, и оппозиции. Комарово в 50-80-х годах служило своеобразным либеральным клубом, где вырабатывались некие нормы поведения, обучалась молодежь, передавалась традиция.

 

Экспозиция знакомит с тремя периодами в истории поселка (Серебряный век, Финский эмигрантский период, Советское время). Строилась экспозиция принципиально демократично, таким был и является поселок. Равновелики для его истории Д. Шостакович, А. Ахматова, В. Соловьев-Седой, Н. Черкасов, Г. Козинцев, Е. Шварц, Д. Лихачев, И. Бродский. Люди, чьи имена вписаны в историю нашей культуры, жили здесь, дружили, общались, спорили, творили. Возникали совместные проекты, особая атмосфера создавала последователей, заражала соревновательностью, подпитывала идеями. «Без этой столицы маленькой не выжили бы точно», — говорит писатель Валерий Попов. Вот об этом мы и хотели сказать в музее, попытаться доказать, как важно сохранить культурно-природный ландшафт Комарово с его своеобразным очарованием. Это пытался сделать еще академик Дмитрий Лихачев, понимая значение Комарово как замечательного культурного и туристского объекта. Допустив беспорядочную застройку поселка Комарово новоделами, не учитывающими архитектурную традицию поселка, городская власть может оставить о себе варварскую память. Позаботившись же о сохранении облика этого места, заслужит не только благодарность потомков, но и реализует нравственный принцип, о котором писал Пушкин:

Два чувства равно близки нам,

В них обретает сердце пищу,

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

 

Мы в Комарове не теряем надежды, что власть услышит нас и задумается о сохранении этого уникального места.

Автор Снеговая И.

 

Журнал «Реликвия» №4(11).-2005 г.-С.-33,37.

 

Музей работает: суббота -воскресенье с 12 до18 часов.

Телефон для справок 433-75-80 (понедельник, среда, пятница с 12 до 18)

 

Сюжет Сестрорецк ТВ: