Главная | Новости > Статьи о Комарово

Прогулки по поселку Комарово

31 Июл 2015

«Вилла Рено»

«На темных аллеях всегда тишина…» – этими строчками из поэмы «Темные аллеи» Н.В. Галкиной закончила экскурсию Ирина Снеговая 15 июля на верхней террасе некогда большой усадьбы И.И. Чижова, известной в Комарове как «Вилла Рено». А начиналась эта прогулка, как всегда у библиотеки, у карты Леонида Кипарисова, где глядя на рисунки, можно было совершить виртуальное путешествие по этому особому месту, в котором так чувствуется энергия людей, живших и творивших в нём.

 

Это здесь знаменитые фантасты братья Стругацкие придумали сюжет повести «Пикник на обочине», свою «Зону», а может быть, и почувствовали её в этом странном месте, возникшем в конце 19 века на месте бывшего финского заповедника. Некое аномальное поле, где могут происходить невероятные события, источником которых является сам человек. Зона возвращает человеку самого себя, вытаскивая из подсознания и предъявляя ему то, чего, быть может, он о себе до этого не знал. Без ассоциаций с повестью Стругацких «Пикник на обочине» уже невозможно думать об этом месте, столь знаменитом и таинственном одновременно. Возможно, эта преемственность занимала и Галкину, финалиста премии «Русский Букер» 2003 года, когда она писала свой роман «Вилла Рено», предполагает Ирина Александровна, поскольку писательница была участником семинара братьев Стругацких. Именно они написали сценарий для фильма «Сталкер» Андрея Тарковского. Сценарий отличается от повести, тем, что в фильме в зону водит не бандит, а юродивый, а это существенно меняет содержание. И хотя сама Наталья Всеволодовна говорила, что не думала о Тарковском, когда писала свою книгу, ассоциации возникают. По мнению Ирины Снеговой, появление этого романа для истории поселка Келломяки – Комарово значит очень много. Архитектура есть остановленное время, считает Снеговая.

 

Территория бывшей Виллы Рено в Комарове стала местом реальных событий и обрела, благодаря роману, характер некого символа утраченного времени. По плану дачного района Келломяки, составленным для Пожарного общества художником И.А. Владимировым в 1913 году, (копия хранится в библиотеке посёлка Комарово, по адресу: 3-я Дачная ул., дом 8) она принадлежала Чижову. Кстати, история находки автора этого плана тоже интересна. Никто ничего не знал о создателе этого плана. Глава муниципального совета поселка В.А. Гуменников поместил в газете «Метро» небольшую заметку о поселке. Она случайно попала в руки внучки И.А. Владимирова, Натальи Игоревны Баторевич, которая специально приехала в Комарово и подарила копию карты, выполненную самим И.А. Владимировым. Её книга о нём находится в муниципальной библиотеке. Ирина Александровна поделилась с экскурсантами впечатлениями о ней. Что касается самой дачи, то до Зимней войны 1939-1940 гг. ею владела семья Рено, породнившаяся с фамилией Орешниковых (супруга Эмиля Рено – сестра Ванды Федоровны Орешниковой). Владельцы использовали рельеф и естественную растительность территории и устроили в верхней и нижней террасах и литориновом уступе парк с четырьмя искусственными водоёмами, берега которых были облицованы камнем. После отъезда во Францию семейства Рено из охваченного революций Петрограда поместье получило название «Вилла Рено» и было превращено в пансионат. При пансионате Ванды Федоровны Орешниковой был огромный сад и парк, тянущийся по склону далеко вниз к берегу Финского залива. На склоне есть много источников, заполняющих каскад, 3 больших овала, три пруда в окружении ирисов. Вода каскадами перетекала из одного пруда в другой по белым каменным ступеням. Внизу находился пруд, величиной почти с небольшое озеро в окружении серебристой ивы, тополей, лип, клёнов. Посередине большого пруда был остров, засаженный сиренью и жасмином, был причал с маленькой лодочкой.

 

В основе романа – реальная история знакомства и женитьбы Владимира, сына Нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова, на Татьяне Орешниковой, дочери управляющей пансионатом в Келломяках. Но для автора романа это только повод подумать о связи и контрасте времен, о типе людей «бывших» и «теперешних». О творчестве как двигателе личных амбиций. О том, что прошедшее время никуда не утекает, а как бы присутствует в настоящем, верша свой подчас жестокий суд. Оставшись после революции 17-го года «заложниками перешейка», русские эмигранты сохранили в этом странном месте, как в заповеднике, те черты России «до несчастья», как любил выражаться академик Лихачев, знавший жизнь перешейка с детства, которые давно стали анахронизмом в современной России. Достоинство, понятие о чести, деликатность, утонченность, романтизм, целомудрие. Эти образованные интеллигентные люди оказались не нужны своей родине, набиравшей обороты железных строек и требовавшей для этого железных людей. «Те, кто не железные, умерли», – заметила однажды Ахматова о своем поколении. Те, о ком пишет Наталья Галкина, в своем большинстве были мягче – у них не было выбора. Может быть, поэтому в романе так много смертей. Они уходили, эти последние люди, и с ними уходила из русской жизни поэзия, оставляя после себя пустыню, на которой вырастут уже иные виды человеческих растений. Эти виды тоже представлены в романе, описаны колоритно, с сарказмом. Новые интеллигенты новой формации, представители творческих профессий. Те, кто взял у нового времени его стальную хватку. Времена рифмуются. И начало нового тысячелетия – повод вспомнить и сравнить. Симпатии автора романа очевидны, как очевидна и ее печаль по утраченной подлинности. Она заставляет свою «зону» расправиться с пришлыми захватчиками, бесцеремонно вторгшимися в заповедник. Мистический ручей, «гений места», «ключ без права передачи» разрушает замыслы и жизни пришельцев. В этой беспощадности чудится языческая месть тех «финских демонов», о которых писал еще Евгений Шварц в своих мемуарах о Комарове.

 

Но не только «Вилла Рено» была предметом разговора Ирины Снеговой с экскурсантами. Она хотела донести до слушателей степень ответственности творческих людей за свои произведения, их влияние на души и судьбы людей. В качестве примера она привела «Картину» Даниила Гранина. Ни одна экскурсия Ирины Александровны не обходится без упоминания о творчестве этого живого классика, поднимающего в своих произведениях вопросы, актуальные и сегодня, ратующего за сохранение исторической памяти и ответственности каждого из нас за мир, в котором мы живем. О той же нравственной проблеме выбора и ответственности шла речь и у дома, где жил сказочник Шварц и его друг Юрий Герман. Художника находит, поднимает и возвышает время – такой вывод напрашивается после экскурсии Ирины Снеговой, умеющий связать место и время с судьбами обитателей комаровских дач, заставить слушателей почувствовать поэзию в прозе и задуматься о своем отношении к истории и современном ритме жизни.

 

Слушать Ирину Александровну Снеговую всегда не только интересно, но и познавательно. Её эрудиция, образная речь, отличная память выдают в ней выпускницу университета. И.А.Снеговая много лет проработала в Пушкинском доме (Институт русской литературы), отсюда её прекрасное знание произведений А.С. Пушкина. Остановившись на улице Пушкина (в каждом населенном пункте есть такая улица, но только в Комарове табличка на ней сделана художником по собственному почину!) и, прочитав наизусть письмо Татьяны к Онегину, она за несколько минут донесла до слушателей скрытый смысл этого послания. Ирина Александровна раскрыла замысел Даниила Гранина в произведении «Картина», показала «ледяные игры разума» в «Снежной королеве» Е.Шварца. Конечно, её экскурсии рассчитаны на подготовленных слушателей, но ведь именно такими и являются жители поселка. Правда, среди экскурсантов есть и жители Курортного района из близлежащих поселков и самого Петербурга, которые специально приезжают на подобные прогулки. Рассказывая о судьбах владельцев и обитателей комаровских дач, И.А. Снеговая, доказывает, что жизнь больше, чем судьба, что человек ответственен за свое творчество. Служение искусству – это призвание, считает Ирина Александровна. И у неё это есть. Своими экскурсиями она побуждает людей знакомиться с прошлым, познавать что-то новое в уже известном и перечитывать знакомые с детства и юности книги.

 

Мне же после экскурсии захотелось узнать, почему же всё-таки пансионат Ванды Федоровны получил название «Вилла Рено», имеет ли оно какое-либо отношение к знаменитой фамилии основателей французской автомобильной компании Рено (Renault). Побродив по Всемирной паутине, я узнала много интересного о братьях Рено, но никаких сведений о том, что кто-либо из членов этой семьи бывал в России, не обнаружила. Интересно, что основанная в феврале 1899 года братьями Фернаном, Марселем и Луи Рено компания активно сотрудничала с Россией в начале ХХ века. Для императора Николая II был сделан автомобиль лимузин-ландоле на шасси Рено, для наследника престола был приобретен «рено-бебе». Конфискованные у «эксплуататоров» «рено», как известно, возили В.И. Ленина. Закуплены были таксомоторы «рено» и для новой социалистической Москвы. Оборудование и технологии «Рено» стали основой завода КИМ, известного нам как АЗЛК. Интересной оказалась и судьба, как самой компании, так и её основателей. В 1945 году она была национализирована, сам Луи Рено был обвинен в сотрудничестве с нацистскими оккупантами и умер, опозоренный, в тюрьме в 1944 году.

 

vylla-reno

 

Петербургская семья Рено, владевшая поместьем в Келломяки до 1917 года, проживала по набережной реки Мойки в доме № 6. Она состояла из братьев Анатолия и Сергея Эмильевичей и их матери Марии Федоровны. Согласно адресному справочнику «Весь Петербург» Анатолий Эмильевич Рено был совладельцем гостиницы «Франция», владел домами по Мойке 6, Мойке 51 и по Херсонской 10. В 2013 году дача Рено, фото которой сделано Еленой Травиной, координатором исследовательской группы «Старые дачи» сгорела. В советское время в бывшем пансионе располагался выездной летний детский садик. В настоящее время участок куплен частным владельцем.

 

А вот заросший склон от поместья в сторону залива вошел в территорию заказника “Комаровский берег”. Проведены работы по восстановлению парка: восстановлены мосты, очищены пруды, вокруг которых проложены дорожки с указателями, поставлены скамейки для отдыха. Это так называемая экологическая тропа. Маршрут начинается от Морской улицы и имеет протяженность 2,8 км.

 

Валентина Яковенко
30.07.2015

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!